О лицее

В октябре 2014 года Лицей будет отмечать свой  семидесятипятилетний юбилей, а каждый юбилей – это  подведение итогов своей деятельности.

В лицее обучается порядка 780 учащихся, сформировано 32 класса. Лицей работает по режиму пятидневной недели для обучающихся 1-х классов; по режиму шестидневной недели для обучающихся 2-11 классов. Предусматривается деление класса на группы при проведении занятий по иностранным языкам, информатике и ИКТ, технологии (мальчики-девочки), из профильных предметов – математика.

Учебно-воспитательный процесс регламентирован режимом деятельности образовательного учреждения, установленным с учетом СанПиН, возрастных особенностей обучающихся и материально-техническими возможностями лицея:

- учебный год в Лицее начинается 1 сентября;

-  начало занятий в 8.30;

- продолжительность урока – 40 минут, в 1 классах в течение первого полугодия – 35 минут;

- продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут,  перемены для питания (после 1,2, 3 уроков) – 15 – 20 минут.

- обучение учащихся 2 – 9 классов осуществляется по четвертям, для 10 – 11 классов обучение осуществляется по полугодиям;

- продолжительность  каникул  в  течение  учебного  года  не  менее 30 календарных дней, летом – июнь/август;

- для обучающихся первых классов в течение учебного года устанавливаются дополнительные недельные каникулы;

- время работы групп продленного дня  с 12:20 до 15:20.

Сохранение и развитие контингента обучающихся

Временной период

2010-2011Уч.год 2011-2012Уч.год 2012-2013

уч.год

Начальное общее образование

Общее количество классов / Количество обучающихся

11 / 262

13 / 315

13/323

Количество выпускных классов

2

3

3

Основное  общее образование

Общее количество классов / Количество обучающихся

17 / 403

14 / 337

14/337

Количество выпускных классов

3

3

3

классов с дополнительной (углублённой) подготовкой по профилям

17

14

14

Среднее  (полное) общее образование

Общее количество классов / Количество обучающихся

3 / 67

6 / 147

5/120

Количество выпускных классов

-

3

3

классов с дополнительной (углублённой) подготовкой по профилям

3 / 67

6 / 147

5/120

итого

732

799

780

Образовательные программы осваиваются в очной форме. Допускается сочетание различных форм обучения. Условия и порядок освоения образовательных программ в других формах устанавливается Уставом Лицея и осуществляется на условиях договора между учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся. Содержание обучения и система оценок определяется в соответствии с Уставом. Расписание занятий  включает как классно-урочные занятия по выбору, так и индивидуальные занятия и консультации в пределах установленного норматива финансирования на одного учащегося. Перечень образовательных программ, освоение которых происходит без посещения классно- урочных занятий, темпы их прохождения, формы промежуточной аттестации, порядок и сроки ее проведения определяются приказом директора Лицея.  Учреждение самостоятельно определяет перечень учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованными и допущенными к использованию в образовательном процессе в учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе.

 

Результативность реализации образовательных программ

Временной период

2010-2011

уч.год

2011-2012

уч.год

2012-2013

Уч. год

Начальное общее образование

Качество уровня обученности

65%

64,6%

66%

Уровень обученности

100%

100%

100%

Основное  общее образование

Качество знаний

33%

39%

42%

Уровень обученности

100%

100%

100%

Среднее  (полное) общее образование

Качество знаний

40%

43,7%

44,9%

Уровень обученности

100%

100%

100%

Итого

45%

48%

51%

За последние три года наблюдается положительная динамика показателя «качество знаний» обучающихся на всех ступенях образования.

Важнейшим условием осуществления качественного образования является педагогический состав образовательного учреждения. Показателями, характеризующими качество педагогических работников лицея, являются уровень образования, квалификационная категория, курсовая подготовка, навыки  социальной активности педагогов лицея.

В Лицее используются  различные виды и формы деятельности педагогического коллектива: работа педагогического совета, методического совета, работа кафедр, методические семинары, круглые столы, деловые игры, конференции, презентации методической продукции, выставки методических материалов, открытые уроки, творческие отчеты, обобщение передового педагогического опыта, работа психолого-педагогического консилиума, мастер–классы, собеседования, консультации, самообразование, повышение квалификации через обучение в аспирантуре, магистратуре, стажировки, курсовую подготовку.

Характеристика педагогического  состава по стажу и образованию:

Общее количество педагогов (чел.)

стаж работы

образование

до 2х лет

2-5 лет

5-10 лет

10-20 лет

свыше 20лет

Высшее профессиональное

Среднее профессиональное

Не имеют педагоги-ческого образования

47

-

2

3

9

33

47

-

1

 Квалификация педагогических кадров:

Квалификация

Всего

% к общему числу педагогических работников

Количество педагогических работников, имеющих квалификационную категорию

44

94 %

в т.ч. – высшую

14

23 %

-  первую

27

65 %

-  вторую

3

6 %

Количество педагогических работников, не имеющих квалификационной категории

3

6 %

Количество педагогических работников, прошедших аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

-

0 %

Трое  педагогов не имеют квалификационной категории, т.к. проработали в занимаемой должности в данном учреждении менее двух лет.

Победителями федерального конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНП «Образование» стали: Гуцеляк Т.Н. – учитель начальных классов (2006 г.), Пилипенко А.Д. – учитель математики (2006 г.),  Беспалова В.Ю. – учитель информатики (2007 г.), Колчанова С.В. – учитель музыки и МХК (2008 г.), Полякова Г.В. – учитель русского языка (2009 г.), Полянская Н.В. – учитель информатики (2009 г.), Беспалова В.Ю. – учитель информатики (2011 г.), Колчанова С.В. – учитель музыки и МХК (2012 г.).

Систематическая методическая работа способствует созданию условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства педагогов. Уровень профессиональной грамотности учителей возрос за последние годы, благодаря их участию в работе постоянно действующих семинаров, конференций, творческих мастерских, стажерских площадок, конкурсах, педагогических чтениях, работе региональных НПК и т.д. Педагоги имеют печатные материалы в сборниках областных и международных педагогических чтений, сборниках материалов региональных и всероссийских НПК; принимают активное участие в конкурсах различных уровней.

В сентябре  2013 года был опубликован список из 500 лучших школ России, который составлялся экспертами «Социального навигатора» РИА «Новости» и Московским центром непрерывного математического образования при поддержке Общественной палаты РФ и Министерства образования и науки РФ. В итоге в топ-500 вошли 10 лучших школ Свердловской области, среди которых – Лицей №10.

В Лицее успешно реализуется программа «Одаренные дети». Образовательная среда является фактором, обеспечивающим личностное развитие, социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Действительно, сегодня к школе предъявляются высокие требования, как со  стороны родителей, так и со  стороны общества и государства. Все больше и больше приходится говорить о создании условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Данному направлению деятельности в лицее  уделяется особое внимание. Один  из разделов Программы посвящен эксперименту по теме «Выявление, поддержка и психолого-педагогическое сопровождение детей с ярко выраженными способностями (талантливых)». С 2009 года совместно с Центром психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) Лицей осуществляет деятельность по формированию образовательной среды, раскрывающей потенциал личности ученика, способствующей  интеллектуальному развитию ребенка.

Еще одно направление Программы «Одаренные дети» – это развитие  системы непрерывного образования в Лицее. Модель непрерывного образования с привлечением образовательных учреждений города  имеет экспериментальный характер,  направленный  на комплексную отработку всех элементов довузовской подготовки старшеклассников. Результатом этой деятельности является формирование единого информационно-образовательного пространства, объединяющего интеллектуальные, материальные и информационные ресурсы для обеспечения взаимосвязи и преемственности между лицеем и вузом, что в свою очередь дает возможность раскрыть потенциал личности выпускника в оптимально созданных условиях.

С 1991 года в Лицее функционируют  классы с углублённым изучением математики и физики. За это время накоплен большой опыт работы в данном направлении деятельности. Учебный план Лицея предусматривает углублённое изучение математики, физики, информатики. Кроме того, предлагается система спецкурсов, направленных на углубление и расширение содержания профильных предметов. Большое внимание при организации образовательного процесса уделяется творческим методам обучения и ученическим научно-исследовательским проектам, что позволяет выйти за рамки школьного стандарта, обеспечив более высокий уровень стартовых позиций при получении профессионального образования.  Весь учебный процесс  направлен на создание условий для развития творческой, мыслящей личности, четкую профильную ориентацию школьников, на дальнейшую успешную социализацию подрастающего поколения в стенах вузов и, конечно же, на удовлетворение образовательных потребностей общества.

Налажено сотрудничество с представителями  Вузов: УрФУ, УрГПУ, МФТИ, УрГУПС, УрГЭУ, ЧГУ, МГТУ. Сотрудничество   наглядно демонстрирует  востребованность у учащихся и их родителей дополнительной подготовки к  профессиональному образованию ещё на этапе получения общего образования.

Дифференциация обучения, углубленное изучение профильных дисциплин способствуют повышению качества знаний, успешному профессиональному и жизненному самоопределению выпускников лицея.

Результативность системы профильного обучения отражают результаты ЕГЭ и высокий процент поступления в высшие учебные заведения:

Закладывая базовые основы культуры личности, осуществляя методы и принципы обучения, направленные на развитие интеллекта обучающихся, их способностей к учебной, проектно – исследовательской деятельности и творчеству,  педагогический коллектив лицея планомерно формирует эффективную образовательную среду для раскрытия потенциала личности ученика.

В Лицее достаточно эффективно реализуется задача популяризации учебных предметов естественнонаучного направления, интеграции различных дисциплин, развития метапредметных компетенций обучающихся через вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам, исследовательской и проектно-исследовательской деятельности.

Именно поэтому особое внимание уделяется организации внеклассной, внеурочной деятельности учащихся. Традиционными стали такие формы работы с обучающимися, как проведение предметных  недель,  подготовка учащихся к предметным олимпиадам и научно-практическим конференциям, организация интеллектуальных игр для младших школьников,  участие во Всероссийских олимпиадах школьников «Русский медвежонок»,

«Кенгуру», заочное и дистанционное участие в олимпиадах «Олимп», «Олимпус», Всероссийском конкурсе для школьников по английскому языку «Альбус», организованных Институтом Развития Школьного Образования (г. Калининград).

Ежегодно учащиеся совместно с педагогами Лицея достойно участвуют в городской научно-практической конференции по защите исследовательских проектов, в предметных олимпиадах, конкурсах различных уровней.

Анализ мониторинга  практических результатов  деятельности  показал положительную динамику основных показателей: включенность участников образовательного процесса в реализацию различных проектов, участие школьников во внеучебной деятельности и его результаты, качество обучения, участие в инновационной деятельности педагогов и представление своего опыта  педагогической общественности.

Система дополнительного образования является составной частью образовательной программы Лицея. Педагоги ведут работу по следующим направлениям: естественнонаучное; социально-педагогическое; декоративно-прикладное; спортивное.

Лицей принимал участие во многих общешкольных, общегородских культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и познавательных мероприятиях в соответствии с городским планом-графиком:

Ежегодно участвуем в гала-концерте городского фестиваля детского и юношеского творчества «Каменская звезда»,  в областном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Уральские звездочки» и в областном конкурсе авторской и патриотической песни.

Принимаем активное участие в городских социальных проектах: «Будь здоров!»; Молодежная трудовая вахта; Фестиваль патриотической песни «Мы всегда в строю»; в проекте  Союза десантников России «Формула смелости».

Активно участвуем в конкурсах по информационным технологиям, которые проводит городской компьютерный Центр – это «Компьютерный художник», «Лучший лаборант-программист», турнир по программированию, «Цифровая лента», «Лучшая презентация».

В городских конкурсах «Волшебная иголочка», «Осенняя палитра», «Мастерская Деда Мороза» по прикладному искусству обучающиеся  получают только призовые места

Активно участвуют в городских массовых мероприятиях наши спортсмены. Им нет равных, именно поэтому уже несколько лет мы «удерживаем» переходящий Кубок городской комплексной спартакиады школьников в Лицее.

Высокие результаты деятельности образовательного учреждения дают основание утверждать, что в лицее создаются условия для формирования эффективной образовательной среды, способствующей  раскрытию потенциала личности ученика, его  общей культуры. Это сказывается на стабильно высоком качестве результатов воспитания и обучения;  на результатах  государственной (итоговой) аттестации выпускников; на высоком уровне преподавания профильных предметов;  успешном участии в олимпиадном движении, высоких достижениях команд учащихся лицея в спортивных соревнованиях.   Созданы возможности для позитивной самореализации учащихся, что проявляется в наличии широкого спектра альтернативных образовательных форм и видов социальной практики учащихся,  имеются необходимые условия для развития  ИКТ-компетенций. Отмечается тенденция к развитию исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе, что становится стимулом для развития индивидуальности обучающихся. Совместная проектно-исследовательской деятельность учителей и учащихся способствует созданию особой атмосферы творческого сотрудничества.

Критерием качества лицейской образовательной среды является способность этой среды обеспечить ребенку личностное развитие, социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

Эффективность  функционирования образовательной среды определяется: комфортностью и безопасностью среды, обеспечивающей положительное самочувствие ребенку, ощущение радости; наличием адекватных форм поведения и деятельности; подготовленностью ребенка к сотрудничеству с другими людьми в коллективной деятельности; состоятельностью в осуществлении межличностных контактов со сверстниками и окружающими; подготовленностью ребенка к максимально возможной самостоятельной жизни и осуществлению трудовой деятельности.

Об эффективности деятельности Лицея можно судить по следующим показателям:

- новое качество образования  на основе объективной оценки состояния образовательного процесса;

- наличие профильного обучения и предпрофильной подготовки как условий достижения нового качества путем существенного изменения способов формирования и развития ориентации старшеклассников на будущую профессию;

- реализация программ по сохранению и укреплению здоровья для всех участников учебно-воспитательного процесса;

-  поддержка и развитие мотивированных и одаренных детей  через систему условий, расширяющих возможности раскрытия личностного потенциала обучающихся;

- наличие эффективного психологического, методического, социального, педагогического и медицинского сопровождения активных форм развития обучающихся  (исследовательские, социальные проекты и т.д.);

- развитие позитивных интересов и способностей обучающихся через систему воспитательной работы;

- совершенствование форм и методов системы духовно-нравственного развития и воспитания ребенка как будущего гражданина России во взаимодействии с семьей и социумом.

Оценка результатов деятельности образовательного учреждения

Оценка результатов деятельности образовательного учреждения осуществляется в ходе его аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы по всем ступеням общего образования с учётом:

• результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);

• условий реализации основной образовательной программы общего образования;

• особенностей контингента обучающихся.

Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность лицея и его педагогов и, в частности, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников Лицея.